Анонсированная передача французских истребителей Mirage 2000-5 Украине — интересный шаг Парижа, учитывая, что ещё в начале года Франция отказывалась от таких поставок, заявляя о необходимости поддержки Украины в первую очередь за счёт передачи истребителей F 16 американской разработки.

Источник фото: hu.wikipedia.org
Что изменилось? В условиях, когда США сами не хотят делиться самолётами из своего весьма многочисленного парка хранения, основным донором становятся ВВС европейских стран, где сейчас идёт активное списание F 16 с заменой на F 35. Предполагается, что в этом году Киев может получить примерно полтора десятка самолётов, однако точно пока что известно о поставках шести истребителей ВВС Дании, которые обещаны уже этим летом. До конца года ожидаются также поставки бельгийских и нидерландских самолётов. Всего в ближайшие три — шесть лет Украина может получить до 60—70 самолётов F 16. Сколько из них одновременно смогут находиться в боеготовом состоянии — отдельный интересный вопрос.
Этого мало — с учётом того, что потери как в боях, так и по износу (а передаются самолёты 1980-х годов постройки) неизбежны, передача французских Mirage (пять в этом году и, видимо, какое-то количество позднее) может увеличить это число. Теоретически если Франции удастся уговорить на такую передачу ещё и Грецию, то в течение ближайших лет Украина может получить и штук 40 Mirage, но, как и в случае с F 16, интересен уровень их готовности.
С точки зрения угрозы для России сам факт передачи боевых самолётов, конечно, повышает уровень угрозы. Mirage могут нести ракеты SCALP / Storm Shadow (по одной штуке), управляемые бомбы и, скорее всего, будут использоваться в первую очередь для ударных задач. Для борьбы за господство в воздухе, как и для задач ПВО, передаваемого количества машин откровенно мало, и с учётом неизбежных потерь много их не станет — к моменту поступления следующих партий первые рискуют «сточиться».
Вопрос устойчивости перспективной группировки боевых самолётов ВВС Украины приобретает особенную остроту с учётом того, что наземную инфраструктуру для иностранных истребителей нужно создавать с нуля. Там, где для МиГ 29 можно было обеспечить подготовку к вылету практически с любой площадки (была бы полоса подходящей длины), число аэродромов для F 16 и Mirage будет куда более ограниченным, поначалу, скорее всего, не превышая двух-трёх. Если (а точнее, когда) эти площадки будут установлены, ракетный удар по ним окажется неизбежен. И даже если самолёты удастся успеть рассредоточить, то успеют ли сделать это с наземной инфраструктурой — вопрос отдельный.
В целом же ждать чудес от поставок Киеву не стоит: в тех количествах, в которых эти машины пока что обещаны, они не сыграют в воздухе большей роли, чем западные танки, на которые тоже возлагались большие надежды — на земле.
Может ли НАТО обеспечить более серьёзную воздушную поддержку? Может, если передаст 200—300 истребителей одновременно (одновременно — это важно: передача малыми партиями обеспечит в первую очередь рост потерь этих самолётов) со всей инфраструктурой. Но такая передача немыслима без прямого и открытого участия ВВС западных стран, в первую очередь США, в войне. На Украине такое количество самолётов некому обслуживать, как и некому на них летать.
Илья Крамник, RT